Сегодня 20.04.2019

Портал для жителей города Белгород

Деньги

Курс Валют Информер
Российский рубль Российский рубль валюта России
(RUB) //-//
(USD) //-//
Поделиться...

ШАГИ ПО БЕЛГОРОДУ

Опубликовано: 39 дней назад (19 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
ИСТОРИЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

На протяжении последних 45 лет наш город невозможно представить без электротранспорта, вплоть до недавнего времени он оставался самой неотъемлемой частью нашей жизни. Настолько, что редкий фотоальбом или набор открыток, посвященный Белгороду обходились без промелькнувших на иллюстрациях троллейбусов. Ещё раз приглядимся к видам города со старых фотографий... #БЕЛИСТОРИЯ
НУЖНЫ ЛИ нам ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ-2014 и ЧЕМПИОНАТ МИРА-2018? | Помогите найти дом для Жульки!!!
Евгений Олейников # 19 ноября 2014 в 04:45
Белгородский транспорт никогда не знал "лучших времён", всегда были проблемы с пассажирскими перевозками. В то время как в соседних губернских, и многих уездных городах появился трамвай, у нас не было по сути ничего, худо-бедно удалось организовать извозчиков, но понятно, что общественным транспортом их назвать невозможно. В советское время появились автобусы, но вплоть до 1960-х и с этим были большие проблемы, по городу курсировали в основном ЗиСы и ЛАЗы, аналоги "пазиков", как маршрутные так и ведомственные, было их мало, вместить всех не могли и появление троллейбуса было воспринято как революция: большие, удобные, быстрые машины сразу же стали основным видом транспорта, и оставались им вплоть до 2000-х гг. 3 декабря 1967 г. состоялось торжественное открытие троллейбусного сообщения. В этот день, впервые, на маршрут № 1 (Депо-ЖД Вокзал) нашего Белого города вышли три троллейбуса типа ЗИУ - 5. с алюминиевым(!) кузовом, бывшие тогда самыми современными.

Открытие 1-го троллейбусного маршрута:
Евгений Олейников # 19 ноября 2014 в 04:45
Вот такими и были наши первые троллейбусы. В короткий срок они заполонили наши улицы и уже через год стали регулярно попадать в кадр фотографов, которые чаще всего не ставили цель снимать транспорт, но эти машины уже в годы зарождения сети ездили с минимальными интервалами, начинали работу в 5 утра, а заканчивали в час ночи. Поэтому проследить эволюцию электротранспорта несложно, хоть и печатные иллюстрации, как правило, довольно низкого качества.

Один из сборников "Белгород", 1969 г., старые троллейбусы были не с 3-мя, а с 2-мя дверями:
Евгений Олейников # 19 ноября 2014 в 08:46
До конца 70-х маршрут "единицы" пролегал по пр. Ленина (Гражданский), открытка 1973 г.:
Евгений Олейников # 20 ноября 2014 в 03:31
Троллейбусы ЗиУ-5 в Белгороде были в основном двух расцветок - синей и белой, на другой открытке из этого же комплекта представлены оба варианта:
Евгений Олейников # 20 ноября 2014 в 11:31
На панораме Вокзальной площади обнаружились сразу 3 троллейбуса, причём в этой части были одни "единички", остаётся предполагать, что на другой остановке (там где и сейчас), было не меньше. Кстати сразу бросается в глаза непривычно большой сквер (привет, Зелёная столица!):
Евгений Олейников # 20 ноября 2014 в 22:26
Во второй половине 1970-х троллейбусный парк стал обновляться машинами нового поколения семейства ЗиУ-9. Приходило их много, и ещё даже не выработавшие свой ресурс округлые "старички" стали активно заменяться новой техникой. Переходный этап, где и старые и новые машины пока вместе отображён на другой панораме Вокзальной площади, здесь они на фоне ещё не снесунного старого здания вокзала:
Евгений Олейников # 21 ноября 2014 в 17:58
Один из первых новых троллейбусов на улицах города, знатоки сразу отметят его отличие от последующих 682-х:
Евгений Олейников # 21 ноября 2014 в 19:37
Новые жилые районы в это время застраивались с комплексной инфраструктурой, транспорт рассматривался важнейшим компонентом жизнеобеспечения новостроек и проектирование микрорайона без закладки в нём нового бесперебойного маршрута было нонсенсом. Автобусные и троллейбусные линии закладывались симметрично, но с не полным дублированием, а для исключения последствий ЧП в каком-либо парке или на дороге.
Евгений Олейников # 21 ноября 2014 в 23:23
В 80-е троллейбус связывал все крупные жилые массивы (за исключением нерентабельного протяженного частного сектора) и большие производства. Количество единиц электротранспорта непрерывно растёт. В это время на фотографиях он повсеместно:
Евгений Олейников # 22 ноября 2014 в 15:24
Фото с той же плёнки, но изданное на более поздних открытках:
Евгений Олейников # 23 ноября 2014 в 03:14
Перёкрёсток Ватутина-Королёва, 1981:
Евгений Олейников # 23 ноября 2014 в 07:08
Снесённый ныне фонтан у обладминистрации, нарядное здание УВД и вездесущий троллейбус:
Евгений Олейников # 23 ноября 2014 в 22:20
Вечерний троллейбус весело обгоняет легковой автомобиль:
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 00:24
Простор, зелень и экологически-чистый транспорт!
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 03:40
И снова вокзал, теперь зимний, три троллейбуса и большие коптящие икарусы, которые подолгу в отличие от рогатых стояли в стороночке, а потом неспешно как баржи тащили усталых пассажиров.

Среди открыточных видов есть и посвящённые самому троллейбусу, например на этом фотохудожник запечатлел машину в утренней дымке:
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 15:31
Самым благополучным периодом для белгородского парка электротранспорта стал конец 80-х, а по оснащённости в начале 90-х он был одним из передовых по России. Сказывался и советский задел, и умелое хозяйствование, и продолжение регулярного пополнения, причем далеко не заурядными машинами. Так у нас первыми в стране после Москвы появились "гармошки", а затем, позже - первая в эксплуатации лицензионная Шкода. Всё это позволило и сохранить состав и с честью пережить "голодные" для всей страны годы, когда в других городах закрывались депо. И даже в начале 2000-х самым большим нареканием было не количество, а качество - большинство машин отжило свой век, и все последующие новые поступления, даже крупные, не могли покрыть число троллейбусов, подлежащих списанию. Однако в 90-х электротранспорт был не менее востребован чем ранее.

А что это там за кустищи? (с) "южный парк" Не Богданка, а лесная просека! (ост. Швейная фабрика)
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 17:25
Та самая Шкода, в тени многочисленных деревьев и не разобрать где...
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 18:14
В начале нового века сильно изношенный парк, который сплошь состоял практически из металлолома обновили: в 2002 и 2005 г. сюда поступило несколько десятков новых, хотя и морально устаревших троллейбусов, однако вместо ожидаемого подъема, сложилась парадоксальная ситуация - после этого закрыли ряд в том числе выгодных маршрутов, а предприятие медленно, но верно скатилось в пропасть, предусмотрительно вырытую маршрутным лобби частных перевозчиков, фактически монополизировавших рынок. Как ни странно именно в годы экономического подъема и всеобщего городского благоустройства, муниципальный транспорт оказался никому не нужен. И не нужен в первую очередь тем кто должен был за него отвечать...

Фото из жизнерадостной статьи "Белгородских известий" 2005 г.:

Год назад парк обновился сразу на 30 достаточно современных машин, их ждали и в депо и на улицах. Новые троллейбусы сразу повысили престиж электротранспорта, они тихие, комфортные, быстрые. Вслед за этим сменилось руководство предприятия, были восстановлены некоторые закрытые маршруты, однако взаимоотношения муниципального перевозчика и муниципалитета скорее напоминают противостояние, чем сотрудничество. Поддержка не заходит дальше красивых слов, а на деле...

Новая техника, 2011 г., "Наш Белгород":
Евгений Олейников # 24 ноября 2014 в 20:19
«Нет отбоя от крестьян»

Работы по устройству телефонной сети в Белгородском уезде начались 14 апреля 1903 года А 30 мая уездная земская управа обратилась к Белгородской городской управе с предложением провести телефон в их помещение. И городская управа уже на следующий день приняла постановление о том, что она «соглашается на проведение и устройство в ее помещении телефона средствами Земской Управы; деньги же, которые будут следовать за это, уплатить по окончании устройства телефона; расход, который потребуется на устройство телефона, отнести в смету расходов текущего года»

Административное здание Белгородской уездной земской управы на улице Магистратской в г. Белгороде, где с 1909 года находилась центральная станция земской телефонной сети Белгородского уезда. (Ныне в этом здании на улице Чумичева, реконструированном в 50-х годах, находится народный суд Западного округа г. Белгорода). Фото 1911 г.

Устройство телефонной сети в уезде шло довольно успешно. Уже 8 октября 1903 года начальник Харьковского почтово-телеграфного округа рапортовал начальнику Главного управления МВД: «Имею честь донести Вашему Превосходительству, что устройство Белгородской уездной земской телефонной сети … закончено и действие открыто 2-го сего октября».

С открытием уездной телефонной сети началась телефонизация Белгорода.

Белгородская земская телефонная сеть была «соединена» с Харьковской правительственной. Курский губернатор еще 7 июня 1903 года по ходатайству Белгородской земской управы направил письмо на имя начальника Главного Управления почт и телеграфов с просьбой удовлетворить ходатайство Белгородской управы «о разрешении ей соединить Белгородскую центральную телефонную станцию с таковою же станциею Харьковскою». На что Главное Управление, прежде чем дать разрешение на соединение, потребовало от Белгородской уездной земской управы проект на соединение сетей и обязательства о соблюдении существующих «Условий для включения проводов земских телефонных сетей в городские правительственные телефонные сети».

В «Пояснительной записке» к представленному проекту, подписанной Председателем уездной земской управы М. Я. Говорухо-Отроком, сообщалось: «Для соединения г. Белгорода с г. Харьковом предположено подвесить два провода: по столбам. Белгородской земской телефонной сети по направлению от г. Белгорода через Веселую Лопань, Кобелевку, Наумовку и Казачью Лопань, от Казачьей Лопани по столбам Харьковской телефонной сети через Карасевку, Золочев, Должик, Дергачи и Алексеевку; в общем провод составит протяжение от г. Белгорода до г. Харькова 93 версты: от Белгорода до Веселой Лопани 18 вер… от Веселой Лопани до Наумовки 18 вер …, от Наумовки до Казачей Лопани 9 вер … Система проводки решена двухпроводная и установлены будут трансформаторы: один на Харьковской правительственной центральной телефонной станции и другой на Белгородской земской центральной телефонной станции. Материал будет поставлен по образцам правительственных телефонов, проволока стальная оцинкованная диаметром 2,5 мм…»
Евгений Олейников # 25 ноября 2014 в 02:16
Работы по устройству Белгородско- Харьковской двухпроводной телефонной линии, начатые в июне 1903 года, были завершены к февралю следующего года.

На одном из заседаний Курского губернского земского собрания в январе 1905 года некоторые из выступавших попытались убедить собрание в том, что телефон нужен лишь людям состоятельным, а не «для массы крестьян». Отвечая им, председатель Белгородской земской управы М. Я. Говорухо-Отрок заявил «… и для крестьян телефон столько же полезен, как и для землевладельцев. В волостных правлениях Белгородского уезда нет отбоя от крестьян, желающих пользоваться телефоном».

В 1904 году телефонизацией своих уездов занялись земства Старооскольского, Корочанского и Грайворонского уездов. Старооскольское чрезвычайное уездное земское собрание 18 января 1904 года приняло постановление о займе из «специальных капиталов губернского земства» 33 тысяч рублей на устройство телефонной сети. И в том же году телефонная сеть в уезде начала действовать. Почти одновременно телефон появился и в Грайворонском и Корочанском уездах.

В Белгороде с 1 июля 1908 года начала функционировать частная телефонная сеть. Разрешение на ее устройство было выдано личному почетному гражданину Георгию Васильевичу Булгакову, в доме которого по Выгонной (ныне Первомайской) улице и была устроена телефонная станция, обслуживавшая только город. Ее телефон был установлен и на железнодорожном вокзале станции Белгород.

В смете на 1908 год Белгородская уездная земская управа определила расходы на эксплуатацию телефонной сети в сумме 6314 руб. 80 коп., из них за счет абонементной платы — 3568 руб. 80 коп. Намечалось, в частности, «на жалованье в год»: надсмотрщику — 480 рублей, двум монтерам —- по 180 каждому, трем телефонисткам — по 360, служащему телефонного стола при управе — 360, двум дежурным у телефона — по 90 и дежурному у телефона в Казачьей Лопани — 20 рублей. «Другие расходы»: на отопление, освещение и ремонт помещения станции (на северо-западной окраине города) — 350 руб., на разъезды надсмотрщика и монтеров — 500, на ремонт телефонной сети в городе и уезде 1500, на уплату за ремонт второй проводной линии от Казачьей Лопани до г. Харькова —-100 руб., на уплату гг. Ребиндер за соединение с их центральной станцией в селе Шебекино пяти частных абонентов — 30 руб. и на непредвиденные надобности — 210 рублей. Кстати, в Белгороде в то время фунт (409,5 грамма) пшеничного хлеба стоил 6 — 8 копеек, фунт мяса — от 10 до 15 коп., фунт сала — 28 коп., фунт растительного масла — 13 коп., один гусь — рубль, пуд муки ржаной — 95 коп., пшеничной — 2 рубля.

В 1908 году Белгородская уездная телефонная сеть имела уже 123 абонента, в том числе 73 частных. Абонентами первых пятидесяти номеров являлись земские и государственные учреждения и должностные лица Белгородского уезда и Белгорода.

В 1910 году земская телефонная сеть была открыта и в Валуйском уезде. Два года спустя эта сеть имела в Валуйках и уезде 12 телефонных станций с 96 абонентами. С 1912 года стали действовать земские телефонные сети в Бирюченском и Новооскольском уездах. Таким образом, были телефонизированы не только все уезды Белгородчины, но даже почти все волости. В 1912-м в Белгороде и уезде — 65 бесплатных и 126 платных абонентов, каждый из которых платил за телефонный аппарат 55 руб. в год. А еще в Белгороде было 63 абонента частной телефонной сети Г. В. Булгакова, взимавшего абонплату в размере 36 руб. в год.

Земская телефонная сеть г. Грайворона и уезда имела 51 бесплатного и 22 платных абонента, вносивших за пользование аппаратом 15 руб. в год. В земской телефонной сети Корочи и уезда имелось 83 бесплатных и 57 платных абонентов, вносивших по 30 руб. в год. В земской сети Старого Оскола и уезда — 68 бесплатных и 127 платных абонентов, их абонплата составляла ровно 50 руб. в год.

По книге «Сто лет на линии. История развития Белгородской телефонной сети».

Автор и руководитель проекта Кузьменко Г.Н.

Нет тегов для отображения

Портал для жителей города Белгород
Яндекс.Метрика